Интервью, взятое мной у Андрей Бонивура в середине апреля 2016 года, приуроченное к выходу третьего официального альбома группы «Отряды Бонивура» — «Тридевятьземелье».
— Ну давай с самого начала. Когда ты решил, что пора? Что послужило толчком для начала создания собственного коллектива? Помнишь ли ты свою первую песню?
— Ну, давай по порядку.
Первые творческие наброски в виде записей каверов чужих песен я начал делать еще году в 2002. Записывалось это все на обычный пленочный магнитофон. Иногда записывали нечто вроде «живых» квартирников с моим товарищем — Вадяем. Сначала нравилось, но потом мне это стало жутко надоедать…. Все одно и тоже….
Позже, году в 2006, когда я обзавелся компом и начал что-то записывать с помощью Кубейса, мне это жутко понравилось, но… хотелось чего-то нового и своего…. Что угодно, только не чужие избитые песенки под гитарку… Потом появилась у меня и электрика с парой примочек, что еще больше подлило масла в огонь, разожгло интерес ко всему этому и любопытство. Я не думал тогда сочинять свои песни, а начал с того, что откапывал стихи разных авторов, желательно неизвестные и клал их на аккорды… Кстати, получалось не так уж плохо… Но дальше — больше…
Потихоньку стал сочинять и записывать собственно-сочиненные песни. Получалось наихуевейшее качество из-за неумения работать со звукозаписью. Но зато СВОЕ!!! От чего хотелось кричать и прыгать от радости…
Первую свою песню я написал году в 2007-2008 (не помню точно). Называлась она «Дом на Портовой». Это такая песня с неким мистическим привкусом о событиях, связанных со старым полуразваленным немецким домом — рядом с которым я жил в Калининграде. Кстати его ты можешь созерцать и сейчас (видно с эстакадного моста)… После было еще немного своих песен, но впервые, как- то обдуманно и ответственно я решил подойти к этому по прошествии времени — где-то летом 2013 года. Тогда я написал песню «Да будет так…» и, впервые, мне понравилось самому))). Я понял, что это совсем не просто — сел, написал… Тут помучиться надо, но игра стоит свеч…
За лето — осень 2013 года я написал песен 15, причем таких, боевых… А потом мне друзья предложили — запиши, мол, хоть одну песню на студии, но с хорошим качеством, ударными и прочими наворотами… Так я попал на студию «Attaca Gravi» в Мурманске. Там познакомился с Олегом Ефимкиным — звукорежиссером и музыкантом, с коим работаю по сей день, и другими людьми, с которыми начал записывать первый альбом. Так и появилось название «Отряды Бонивура». Официальным днем рождения проекта считаем 17 декабря 2013 года.
— На днях вышел ваш 3-й альбом — третий за 2 года, плодотворненько получается, откуда черпаешь энергию для творчества?
— Трудно сказать однозначно. Когда как. Порой от хорошего настроения, а иной раз наоборот, когда внутри закипает все. Поругался как-то с начальником, сижу, аж трясет всего… Бросил все дела, и за полчаса написал песню «Моя войнушка»… Там — «Эх, была бы сабля, порубал бы гадов…» ХХаххаа… Но одно неизменно — осеннее «обострение». Это любимое время года — и самое плодотворное, всегда.
— У тебя достаточно четко прослеживаются народные мотивы: «заиньки», «матрены», «росы», поговорки и прочие элементы русской народной песни. Что можешь сказать по этому поводу?
— Для меня это как бы ключи для изложения материала. Просто мне это удобнее и сподручнее что ли. Может воображение так работает. Просто тексты нельзя же буквально воспринимать. Это всего лишь метафоры, образы и сравнения. Про того же «заиньку», например, «Тридевятьземелье» — песня вообще философская такая, о борьбе со всем, что гнетет, поиске чего-то светлого, свободы, независимости и т.д… Только вот, для того, что бы это найти или заполучить — порой нужно умереть… А вот «Матренин двор» — это по мотивам рассказа Солженицына. Только я «ударения» поменял на персонажах. У него там про «нее», а у меня про «него» — человека потерянного, одинокого, голодного и холодного, который видит, как у нее тепло и уютно… Видит и уходит… В надежде, что все еще сбудется…
И так далее…
— Кроме народного творчества, есть ли группы, музыканты, может быть художники, значительно повлиявшие на твое творчество? Есть ли сегодня кто-то, чье творчество тебе наиболее близко?
— Конечно. Это музыка моего поколения — 80-х, 90-х годов, причем от панка до эстрады (тут не путать с попсом). Из наших — это ранние НАУ, «Кино», сибиряки — Летов и Янка, последние в большей, конечно, степени. Эти люди вообще вне всяких сравнений. Творчество Высоцкого повлияло очень, его такие философские темы, некоторые песни Саши Башлачева. Ну, некоторые авторы художественной литературы конечно, поэты разные.
Сегодня, из того, что крутят по радио — НИЧЕГО. Все это говеное «НАШЕСТВИЕ» — это не мое. Поэтому те, кто был близким, те и остаются. А люди талантливые у нас есть конечно. В пабликах разных выкладывают свое творчество и некоторые вещи очень, очень хорошие… Не лести ради скажу, твой вот «СДМ», например, для меня сейчас наиболее близкий и вдохновляющий проект. Есть и другие.
Только они все не в формате как всегда и «за забором» медиасферы. Ну это так и должно же быть, по крайней мере в рок и тем более панк среде. Как там Уотти то сказал — «Тебя по телеку показали, все, ты не панк уже, ты ГОВНИНАШ».
— В аннотации к «Тридевятьземелью» указано, что альбом записан дома. В отличие от двух предыдущих пластинок — все писалось в жестких бытовых условиях. Что повлияло на решение попробовать записаться вне студий, и как вам удалось добиться вполне такого современного студийного звука? Станешь ли ты теперь приверженцем домашней записи или все-таки работа в так называемых профессиональных студиях для тебя наиболее предпочтительна?
— Повлияло вот что. Записывали мы первые два альбома с Олегом Ефимкиным на студии, где он раньше штатно работал. Но у него так сложились обстоятельства, что пришлось со студии уволиться. Вот мы и оборудовали одну из моих комнат под домашнюю студию и решили продолжить именно там. Натаскали аппаратуры, благо она у нас была, и понеслось. Попробовали. Получилось. И довольно не плохо. Ну с опытом и способностями Олега это было очевидно… Тут конечно во многом его заслуга.
Насчет «жестких» бытовых условий — я бы так не сказал. Дома как раз гораздо уютнее и веселее работать. Никто не мешает, не гонит. Ни на какую студию бы не променял все это. Поэтому пока планируем продолжить все в том же духе. Кстати, к предыдущему вопросу, именно вся эта домашняя атмосфера — определенный и сильнейший источник вдохновения для меня!
— Ты являешься продюсером собственного проекта в полной мере: и запись, и тиражирование дисков — все осуществляется на твои собственные средства. Ведь полный цикл достаточно трудоемок: запись, сведение, дизайн обложки, изготовление дисков. Насколько это сложно реализовать?
— Ну не скажи. Я конечно же все делаю не один. Моя самая главная задача — сочинить пеню, т.е. придумать текст и положить на аккорды, затем спеть все это… Аранжировки сочиняем вместе с Олегом, тут каждый вносит что-то свое, спорим иногда подолгу… Простые ритм партии играю я, а сложными, прописью ударных, всей звукорежиссурой (мастеринг, сведение) — исключительно он.
Обложки придумал я сам (кроме первого альбома). Но опять же, материализовать их мне помогали, так как нет ни возможностей с интернетом, ни навыков должных. Вот и ты помог, проделал всю эту работу с обложкой и заказом тиража последнего альбома!!! За что тебе спасибо огромное!!!
Что касается средств, тут приходится, конечно, самому.
— Насколько охотно магазины принимали твои записи? В случае, если не хотели брать, то какая основная причина отказа? Какова география распространения? Кстати, альбом «Век непокаяния» присутствует в каталоге «Выргорода».
— О, это веселая история!
С учетом того, что мы рассылали диски совершенно бесплатно, магазины брали. Причем многие их не раздавали в качестве бонусов и подарков, как договаривались, а все же продавали. Ну, нам то все равно. География — от Калининграда до Владивостока, порядка 15 городов наверно крупных и не очень… Единственная здесь трудность, как у нас, так и у них — способ доставки. Никто не хочет связываться с этой нашей почтой… Там, что отправить, что получить посылку — это пиздец. Пришли как-то с Анкой второй альбом рассылать, заносим семь упакованных уже коробок…. Вроде очередь небольшая. Стоим, ждем. Тут бабки за нами занимать начали, одна, вторая, третья… Слышу они на гору коробок смотрят и шушукаться начинают… потом вслух. Ну, думаю, пиздец, сейчас они нас своими бадиками, да посохами бить начнут… А у них как цепная реакция… С каждым выкриком — другие подхватывают… А там еще подходят… — войска их…. и так каждый раз…
Кроме всего этого, в наши дни — это проигрышный вариант, к сожалению. Диски никто практичен не покупает сейчас, магазины закрываются… Отдачи практически нет. Хотя именно рассылка дала нaм несколько городов, а вернее, новых знакомых, которые сейчас сотрудничают с удовольствием, сами распространяют и т. д.
Спросишь, зачем же мы продолжаем? Во первых хочется что-то оставить от своего творчества, материальное именно… Во вторых, сейчас мы сделали тираж не как раньше (1000 и 500 шт), а 300. Где-то сотня разойдется тем самым друзьям нашим, они ждут уже, а остальное — для «Выргорода».
Вот и подошли к нему. На «Выргород» мы попали не сразу. Тут конечно друг мой Димка Киселев постарался, помог. Спасибо ему!!! У него связи большие в медиа-среде, вот он им и отдал как-то пару десятков дисков. Они посмотрели — вид товарный (диджипак все же-таки…), послушали — и качество норм… Забрали, повесили на сайте в разделе «Подарки». Я думал будут мертвым грузом там лежать, а нет, расходятся. Он им то и дело подкидывает. Так что будем стараться с ним по такой схеме заниматься распространением. Это единственный разумный вариант.
А магазины «наугад» сейчас — это утопия, поэтому — в прошлом.
— Третий альбом записан и издан. Что дальше?
— Продолжим в том же духе и составе… Сегодня у меня материала на пару альбомов скопилось. Некоторые вещи переделать хочу. Ну, будем конечно экспериментировать со звуком, добавлять инструменты разные, эффекты и т.д. Если все получиться, то к декабрю вот хочу еще один альбомчик успеть. Причем не совсем обычный такой… Ну не буду секреты раскрывать…
— Ну, а что с концертной деятельностью? Пробовал ли выступать? Или может быть живые выступления есть в планах на будущее?
— Были небольшие квартирники под акустику. И все. Несколько раз звали на концерты серьезные, даже на Мурманский рок фестиваль, но в электричестве, т.е. в составе группы, которой у меня нет…! Хотя акустики тоже проходят в маленьких полуподвальных клубах, там вот, может, поиграю. Но планов на этот счет особых не строю.
— Ну и напоследок, пожелания для слушателей.
— Всем любви!
И спасибо за внимание!
Хой!!!!!!!!